автоматизация магазинов запчастей с 2015 года

+7 (495) 960-84-66
обратный звонок

Поисковик, сокращающий ручной труд на 90%

На поиске, как действии, строится вся активность магазина запчастей. Какой поисковик выбрать – первый по популярности вопрос среди собственников магазинов.

Если магазин небольшой, не составит труда вручную обработать десяток заказов в день. Но что делать, если количество заказов перевалит за несколько десятков каждый день? С одной стороны — это замечательно, бизнес растёт. С другой – такой объём ручной работы съедает значительную часть рабочего времени, ведёт к ошибкам и замедляет развитие. Рассказываем, как можно сократить издержки от рутинных операций и повысить прибыль магазина, используя онлайн-поисковик.

Поиск происходит с использованием артикульного номера. Это специфика магазина автозапчастей.

Как обстоят дела в обычном магазине? Товар берут с полки, на кассе считывают штрих-код, оплачивают и — всё, товар продан. С артикульным номером никто не возится.

Если в магазине запчастей главное действие — это поиск, то главный фактор, на котором строится поиск — это артикул запчасти.

Сначала немного об артикуле.

В терминах автозапчастного бизнеса, это уникальный номер детали, присвоенный производителем.

У любой детали существует оригинальный, или изначальный, артикул, данный производителем автомобиля. Его кратко называют «оригиналом».

Ту же деталь могут выпускать десятки других производителей, и у каждого будет свой артикул, — аналоговый. Для краткости его так и зовут, «аналог». Артикулы аналогов связаны как с оригиналом, так и между собой, и называются «кросс-номерами» или «кроссами». Существует целые базы данных кросс-номеров, используемых для нахождения аналогов.

Покупатель, как правило, не знает артикула, у него с собой только техталон на машину и словесное описание детали.

Где взять артикул? Его находят в специальных каталогах по VIN-номеру автомобиля.

Продавец, имея под рукой каталог и VIN-номер, без труда находит оригинальный артикул требующейся запчасти.

Теперь запускается Его Величество Поиск, при котором деталь, используя артикул, находится на складе магазина или у поставщиков, после чего совершается продажа.

На это есть немного времени, но действий нужно совершить множество. Перечисляем какие:

Скопировать артикул из каталога, перейти в складскую программу, найти деталь и закинуть в предварительный заказ.

Но на складе обычно держат аналоги, т.к. оригинал дорог и не слишком востребован. Поэтому поиск аналогов надо провести обязательно, иначе затоварим склад.

Как определить аналоги, зная только оригинальный артикул? Очевидно, по базе кросс-номеров. Многие вместо него используют сайты Эмекса или Экзиста.

Допустим, так или иначе, мы нашли несколько аналогов. Каждый «аналоговый» артикул надо вбить в складскую программу и проверить наличие.

Итак, поискали на складе оригинал, как-то проверили наличие аналогов, и обнаружили, что нет ни того, ни другого!

Покидаем складскую программу и бросаемся к сайтам поставщиков, — мы же не хотим упустить покупателя, стоящего у прилавка, верно?

В темпе нужно найти минимальную цену и приемлемый срок поставки, результат разбить на оригинал и аналоги, свести в таблицу, сделать наценку и, наконец, предъявить покупателю.

Как всё это сделать, не заставляя долго ждать? А если процениваем не одну и не две детали, да ещё среди десятка-полутора поставщиков?

Проделать это вручную, перескакивая с сайта на сайт и собирая данные в табличку, конечно, возможно. Но только если у вас 4-5 покупателей в день и небольшое количество поставщиков.

Если же у вас десятки продаж в день, то без поисковика, хотя бы простенького, уже не обойтись.

Поисковиков на рынке много, как выбрать подходящий именно вам?

Давайте разбираться.

Наиболее распространённый поисковик загружает в себя прайс-листы поставщиков, присылаемые по электронной почте. Таким же образом в него можно загружать собственное складское наличие.

Вот по этим таблицам поисковик, используя артикульный номер, ищет запчасть, указывает на поставщика с минимальной ценой и обнаруживает товар на складе магазина. А если имеется встроенная база кроссов, то находит и аналоги. Удобно, правда? Но есть существенный изъян.

Главный недостаток подобного поисковика — в неактуальности данных. Дело в том, что достоверность прайс-листа теряется сразу же после скачивания. Неверными могут оказаться количества и цены товаров. И это ведёт к продаже товара, цена которого выросла или по которому произойдёт отказ в поставке, и мы покупателя, скорее всего, потеряем. Или разозлим настолько, что это будет его последней покупкой.

Два других недостатка «прайсового» поисковика — это невозможность размещения заказа через него, а также отслеживания текущих статусов заказа. Ну там, в работе он, отгружен и едет к нам или, к примеру, отказан в отгрузке. Для этого надо открывать сайты и смотреть там.

Почти 100%-ую достоверность данных предоставляет онлайн-поисковик, потому что показывает информацию напрямую с сайтов поставщиков. С ним вероятность повышения цены или уменьшения количества до нуля гораздо ниже, если, конечно, долго не тянуть с размещением заказа.

Реально «онлайновых» поисковиков на рынке совсем немного.

Очень часто, называющие себя таковыми, на деле являются прайс-листовыми, а подключение онлайна обставляют множеством условий или берут дополнительную плату. Причина кроется в стоимости труда для обеспечения непрерывного соединения с поставщиками.

И это неудивительно. Судите сами. В поисковике обычно содержатся десятки и даже сотни поставщиков, к каждому из которых написана своя программа, или плагин. В случае изменения сайта, что происходит довольно часто, плагин не работает, и поставщик выпадает из поиска.

Чтобы подобные сбои отследить и исправить, содержится штат программистов, которые, как известно, стоят недёшево.

Так что, действительно онлайновый поисковик — это программный спрут с множеством щупалец-программ, тянущихся к каждому поставщику.

Таких поисковиков, повторимся, немного. Они есть у известных платформ для создания интернет-магазинов, у некоторых программ, управляющих автосервисом, а также независимые, продающиеся, как отдельно стоящие поисковики.

Среди них есть свои троечники, середнячки и отличники.

Какие-то из них производят простой поиск, находят поставщика с наименьшей ценой, а также показывают возможные аналоги, пользуясь кросс-номерами поставщиков. Для, собственно, размещения заказа, надо покинуть поисковик, зайти к поставщику и там заказать.

В некоторых возможность заказа реализована в самом поисковике. Найденную запчасть тут же, прямо из поисковика, можно закинуть на сайт поставщика и подтвердить заказ.

С онлайн-поисковиком работа продавца облегчается значительно, согласитесь.

На поиск детали в самОм магазине и среди поставщиков уходят считанные секунды. Если товара нет в магазине, на заказ поставщику тратится ещё пара десятков секунд, в течение которых покупатель точно не успеет заскучать.

Очевидно, что магазинам с миллионными оборотами такой поисковик необходим. Он на 90% сокращает рутинные процессы поиска, минимизирует количество продавцов и увеличивает пропускную способность магазина. Но он ценен не только этим. Помните, в начале обзора мы утверждали, что онлайн-поисковик увеличивает прибыль магазина?

Если с рутиной и пропускной способностью всё понятно, то сам поисковик стоит каких-то денег, следовательно, он уменьшает, а не повышает прибыль, скажете вы. Давайте вместе посмотрим, где и как образуется прибыль.

Во-первых, с поисковиком товар всегда будет закупаться на минимуме цены, и на этом экономия доходит до 8-15% в сравнении с закупками в ручном режиме. А это, если закупаетесь на миллион рублей в месяц, целых 80-150 тысяч! Довод опытнейших закупщиков, мол, я и так знаю, где дешевле, не работает и ведёт к бедности, — при 10-15 поставщиках даже высокий профессионал не угадает, у какого поставщика именно сегодня, сейчас, цена детали, что он ищет, минимальна. Да и возможность объявления акций, скидок, распродаж никто предугадать не может. Методичный и оперативный «опрос» всех поставщиков при каждом поисковом запросе – залог того, что вы никогда не переплатите и, тем самым, увеличите прибыльность магазина.

Во-вторых, поставщики реагируют на эффект загадки «запросы есть, закупок нет». Дело в том, что при каждом вашем поиске запрос приходит ко всем поставщикам, но у кого-то из них вы покупаете редко, а то и вовсе не покупаете. Они обязательно поинтересуются, почему запросов много, а закупок мало. Ваш ответ, что пользуетесь поисковиком, и их цена не конкурентная, зачастую ведёт к общему понижению цен, скажем, ещё на 2-3%. От миллиона это составит дополнительные 20-30 тысяч в месяц. И чем шире круг поставщиков, тем больше снижение.

Надо отметить, что это не все возможности, которые дают продвинутые онлайн-поисковики.

Мы в Сорт1 задались вопросом: какова конечная цель поиска запчасти? Ответ очевиден: найти запчасть, нужную покупателю, заказать и быть уверенным, что товар придёт в срок. А в случае отказа в поставке, оперативно перезаказать, чтобы не потерять клиента. Так ведь?

И дали возможность решать три задачи, не покидая поисковик:

— находить нужное,

— размещать заказ у поставщиков,

— следить за его исполнением.

Если в первом и втором действии не обойтись без ручного ввода, то отображение статусов заказов мы сделали автоматическим – актуальные данные транслируем с сайтов поставщиков. Мы эти статусы только подкрасили для наглядности: отгруженные детали в зелёный цвет, а отказные – в красный. Если же детали не подкрашены, значит, они ещё в работе.

Одного взгляда на список заказов бывает достаточно, чтобы начать действовать. То ли приглашать покупателя получить заказ, то ли перезаказать отказные детали и не сорвать срок выдачи.

Вышеперечисленные свойства онлайн-поисковика мы показали с точки зрения продавца. Но в магазине есть ещё закупщик, пополняющий склад, и ему надо находить и заказывать не одну-две, а десятки и даже сотни наименований. В Сорт1 для этого есть групповой поиск, или поиск списком.

Если магазин при закупках отдаёт приоритет определённым брендам, потому что считаются более качественными, или определённым поставщикам, которые, к примеру, платят хорошие ретро-бонусы*, в Сорт1 предусмотрена группировка по бренду и поставщику.

Это очень удобно, так как наглядно видна минимальная цена нужного бренда у приоритетного поставщика в сравнении с другими поставщиками.

Резюмируя, вот наши советы, на что обратить внимание при выборе онлайн-поисковика:

  1. В дополнение к поиску по поставщикам имеется поиск по своему складу с учётом кросс-номеров,
  2. Возможна загрузка прайс-листов от поставщиков, не имеющих онлайн-магазина,
  3. Поисковые данные сортируются по сроку поставки и количеству,
  4. Неплохо, если имеется группировка по бренду и поставщику,
  5. Замечательно, если есть групповой поиск для проценки списком, что удобно при массовых закупках,
  6. Заказ поставщику размещается, не покидая поисковик.
  7. Заказы запоминаются в том виде, в каком товары были закинуты в корзину. Это удобно для привязки заказа к клиенту.
  8. Имеется отслеживание заказов, когда наглядно видно, каков статус заказа в данный момент.

Помните, что выбор поисковика – это долгосрочная инвестиция. Каждый рубль, вложенный в «правильный» поисковик, не только многократно окупается, но и уменьшает время выполнения рутинных операций вплоть до 90%. А время, как известно, если им правильно распорядиться, тоже деньги. Сотрудничайте с проверенными поставщиками, ищите отзывы и рекомендации.

*Ретро-бонус – это стимулирующая выплата поставщика покупателю за превышение минимальных сумм закупок